Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Уровень жизни

Показатели социально-экономического развития РФ, необходимые для мониторинга реализации указов Президента РФ (от 7.05.2012 г. № 596-606, от 25.04.2019 г. №193, от 28.04.2008 г. № 607)

Ответ: С введением Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) появилась возможность расчета показателей денежных доходов населения с учетом интеграции информации о социальных выплатах населению, полученной в ходе проведения опроса респондентов по программе выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (далее – выборочное наблюдение доходов), и информации из административной отчетности (ЕГИССО). В целях повышения качества и надежности статистической информации, отражающей социально-экономическое положение наиболее уязвимых групп населения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации необходимо получать статистически надежную информацию в разрезе социально-демографических групп населения. Существующие объемы выборок не позволяют формировать статистически надежную информацию на уровне субъектов Российской Федерации. Использование данных из информационных источников ПФР позволит произвести верификацию прямых показателей, характеризующих уровень бедности на основе итогов ежегодного выборочного наблюдения доходов, в целях минимизации статистической погрешности, возникающей вследствие малых объемов выборки данного наблюдения по субъектам Российской Федерации. В соответствии с методикой расчета покзателя "Уровень бедности" за отчетный период (прошедший год) (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915) данные о распределении населения по уровню среднедушевых денежных доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах верифицируются с использованием административных данных Федеральной налоговой службы,Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты субъектов Российской Федерации о численности получателей доходов от трудовой деятельности и социальных пособий и об их распределении по размеру этих выплат.
Ответ: В соответствии официальной статистической методологией, обеспечивающей выполнение международных стандартов в области статистики бедности, Росстатом производится оценка численности (доли) граждан, имеющих доходы ниже установленной границы бедности, или численности (доли) малоимущего населения. При выполнении этих оценок (начиная с 1992 года в целом по России и с 1995 года по субъектам Российской Федерации) в качестве критерия дохода используется показатель среднедушевых денежных доходов населения, а в качестве границы бедности - показатель величины прожиточного минимума. Показатель среднедушевых денежных доходов отражает суммарный объем денежных средств, полученных населением в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат и доходов от собственности, которые поступают населению на регулярной основе и не приводят к уменьшению финансовых и нефинансовых активов. Таким образом, дополнительная оценка имущественного состояния, равно как и доходов от реализации имеющего имущества, противоречит принципу учета денежных доходов населения и в статистической практике при отнесении населения к категории малоимущего не применяется.

Формирование показателей в разрезе муниципальных образований

Ответ: Разработка формы федерального статистического наблюдения № 3-соцподдержка «Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации» осуществляется в целом по субъекту Российской Федерации с учетом сведений по муниципальным образованиям, т.е. уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченное им учреждение (организация), заполняющее форму, располагает информацией в разрезе муниципальных образований.
Ответ: Выборка обеспечивает получение репрезентативных итогов наблюдения в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашним хозяйствам.
Ответ: 1. По вопросу сроков формирования показателя. Формирование оценок уровня бедности по субъектам Российской Федерации в ежеквартальном режиме сопряжено с рядом существенных ограничений: внутригодовые показатели денежных доходов населения на уровне субъектов РФ претерпевают в течение года значительные корректировки по мере расширения информационной базы (в отдельных случаях они составляют до 10 п.п.), оценки уровня бедности могут быть значительно скорректированы (в пределах 3÷5 п.п.); величина прожиточного минимума (устанавливается ежеквартально органами исполнительной власти субъектов РФ, не имеет регламентированного срока утверждения и формируется со значительным временным отставанием); в квартальных оценках используется короткий учетный период доходов населения, который содержит сезонные (случайные) колебания, не связанные с основной тенденцией снижения или увеличения уровня материального благосостояния населения (сезонный характер работы, послеотпускные периоды и т.п.); основные характеристики дифференциации доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах на региональном уровне, основанные на небольших объемах выборки, не позволяют формировать надежных и устойчивых параметров распределения, используемых в оценках бедности, для краткосрочных периодов.
Ответ: 2. По вопросу формирования показателя в муниципальном разрезе. В соответствии с п.1.9.5 Федерального плана статистических работ показатель «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» формируется в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Расчет показателя строится на основании величины среднедушевого денежного дохода (определяемого по данным форм федеральных государственных статистических наблюдений и ведомственной отчетности органов государственного управления, Банка России и других организаций о денежных выплатах и расчетах с населением); величины прожиточного минимума (утверждается ежеквартально органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в среднем на душу населения); характеристики дифференциации денежных доходов населения (определяется на основании итогов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах).
Ответ: Действующая методика расчета величины денежных доходов населения, используемая при формировании данного показателя на уровне субъектов Российской Федерации, неприменима для получения аналогичного показателя по муниципальному образованию в силу отсутствия соответствующей информационной базы в требуемой разрезности. Расчет объема социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов в разрезе муниципальных образований ограничен информацией, предоставляемой административными источниками, в связи с чем значение этого показателя ниже объема денежных доходов населения, складывающемуся в целом по субъекту Российской Федерации (в целом по России составляет примерно 86% к общему объему доходов). Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г.№ 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливается в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Размер выборочной совокупности по субъекту Российской Федерации обеспечивает репрезентативность данных только в целом по субъекту Российской Федерации. Учитывая вышесказанное, формирование статистической информации, характеризующей социально-экономические индикаторы бедности, в разрезе муниципальных образований не представляется возможным.
Ответ: В соответствии с п.1.9.5 Федерального плана статистических работ показатель «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» формируется в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Расчет показателя строится на основании величины среднедушевого денежного дохода (определяемого по данным форм федеральных государственных статистических наблюдений и ведомственной отчетности органов государственного управления, Банка России и других организаций о денежных выплатах и расчетах с населением); величины прожиточного минимума (утверждается ежеквартально органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в среднем на душу населения); характеристики дифференциации денежных доходов населения (определяется на основании итогов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах). Действующая методика расчета величины денежных доходов населения, используемая при формировании данного показателя на уровне субъектов Российской Федерации, неприменима для получения аналогичного показателя по муниципальному образованию в силу отсутствия соответствующей информационной базы в требуемой разрезности. Расчет объема социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов в разрезе муниципальных образований ограничен информацией, предоставляемой административными источниками, в связи с чем значение этого показателя ниже объема денежных доходов населения, складывающемуся в целом по субъекту Российской Федерации (в целом по России составляет примерно 86% к общему объему доходов). Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г.№ 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливается в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Размер выборочной совокупности по субъекту Российской Федерации обеспечивает репрезентативность данных только в целом по субъекту Российской Федерации. Учитывая вышесказанное, формирование статистической информации, характеризующей социально-экономические индикаторы бедности, в разрезе муниципальных образований не представляется возможным.
Ответ: 1. Действующая методика расчета денежных доходов населения в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, не применима для получения аналогичного показателя по муниципальному образованию в силу отсутствия соответствующей информационной базы в требуемой разрезности, высокой степени финансовой и трудовой миграции и т.д. В этой связи Росстат и его территориальные органы производят расчет показателя "Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения по муниципальным районам (городским округам) субъекта Российской Федерации" на основе данных, формируемых государственными органами, ведущими учет доходов и выплат населению: налоговыми органами (о размерах налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей), органами Пенсионного Фонда Российской Федерации (о размерах выплаченных пенсий и пособий) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (о выплаченных пособиях по безработице, пособиях, выплачиваемых при оказании мер социальной поддержки, и др. видов адресной социальной помощи населению). Данный показатель представляет собой упрощенный аналог макроэкономического показателя денежных доходов населения, и характеризует объем денежных средств, полученных постоянно проживающим населением в пределах муниципального района (городского округа). Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения по муниципальным районам (городским округам) субъекта Российской Федерации рассчитывается с годовой периодичностью, итоги расчетов размещаются на сайте Росстата и в ЕМИСС в порядке и в сроки, предусмотренные п.1.33.9 ФПСР. Разработка данного показателя с периодичностью, отличной от годовой, невозможна в силу отсутствия основных источников информации для расчета.
Ответ: 2. Показатель "Покупательная способность денежных доходов населения" не может быть сформирован в разрезе муниципальных образований, в связи с тем, что по его компоненте "Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги" не предусмотрена разработка в разрезе муниципальных образований. 3. По вопросу ежеквартальных сроков формирования оценок уровня бедности. Формирование оценок уровня бедности по субъектам Российской Федерации в ежеквартальном режиме сопряжено с рядом существенных ограничений: внутригодовые показатели денежных доходов населения на уровне субъектов РФ претерпевают в течение года значительные корректировки по мере расширения информационной базы (в отдельных случаях они составляют до 10 п.п.), оценки уровня бедности могут быть значительно скорректированы (в пределах 3÷5 п.п.); величина прожиточного минимума (устанавливается ежеквартально органами исполнительной власти субъектов РФ, не имеет регламентированного срока утверждения и формируется со значительным временным отставанием); в квартальных оценках используется короткий учетный период доходов населения, который содержит сезонные (случайные) колебания, не связанные с основной тенденцией снижения или увеличения уровня материального благосостояния населения (сезонный характер работы, послеотпускные периоды и т.п.); основные характеристики дифференциации доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах на региональном уровне, основанные на небольших объемах выборки, не позволяют формировать надежных и устойчивых параметров распределения, используемых в оценках бедности, для краткосрочных периодов.
Ответ: 4. По вопросу формирования показателя в муниципальном разрезе. В соответствии с п.1.9.5 Федерального плана статистических работ показатель «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» формируется в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Расчет показателя строится на основании величины среднедушевого денежного дохода (определяемого по данным форм федеральных государственных статистических наблюдений и ведомственной отчетности органов государственного управления, Банка России и других организаций о денежных выплатах и расчетах с населением); величины прожиточного минимума (утверждается ежеквартально органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в среднем на душу населения); характеристики дифференциации денежных доходов населения (определяется на основании итогов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах). Действующая методика расчета величины денежных доходов населения, используемая при формировании данного показателя на уровне субъектов Российской Федерации, неприменима для получения аналогичного показателя по муниципальному образованию в силу отсутствия соответствующей информационной базы в требуемой разрезности. Расчет объема социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов в разрезе муниципальных образований ограничен информацией, предоставляемой административными источниками, в связи с чем значение этого показателя ниже объема денежных доходов населения, складывающемуся в целом по субъекту Российской Федерации (в целом по России составляет примерно 86% к общему объему доходов).
Ответ: Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г.№ 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливается в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Размер выборочной совокупности по субъекту Российской Федерации обеспечивает репрезентативность данных только в целом по субъекту Российской Федерации. Учитывая вышесказанное, формирование статистической информации, характеризующей социально-экономические индикаторы бедности, в разрезе муниципальных образований не представляется возможным.
Ответ: Федеральным планом статистических работ предусмотрено формирование показателей Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по России в целом и по субъектам Российской Федерации. Ввиду малочисленных объемов территориальных выборок показатели Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в разрезе муниципальных образований не обладают достаточным уровнем статистической надежности. Для увеличения выборок потребуется значительное увеличение затрат. Для их обоснования нужны веские причины.
Ответ: Сформировать информацию в муниципальном разрезе не представляется возможным. Расчет объема социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов в разрезе муниципальных образований ограничен информацией, предоставляемой административными источниками, в связи с чем значение этого показателя ниже объема денежных доходов населения, складывающегося в целом по субъекту Российской Федерации (в целом по России составляет примерно 86% к общему объему доходов). Размер выборочной совокупности выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах обеспечивает репрезентативность только в целом по субъекту Российской Федерации.
Ответ: Информация может быть представлена по запросу территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или рай (гор) управлением (отделом) Пенсионного фонда Российской Федерации.

Прочее

Ответ: Учитывая позицию Минэкономразвития России и Минтруда России о нецелесообразности учета помощи, оказываемой в натуральной форме, в составе денежных доходов населения, которые определяются в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 2 июля 2014 г. № 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г., Росстат, начиная с итогов за 2021 год, планирует осуществлять расчет отдельного показателя "Доходы населения с учетом мер социальной поддержки, оказываемых в натуральной форме" с выделением в его составе нового компонента - "Объемы социальных выплат и социальной помощи населению с учетом мер социальной поддержки, оказываемых в натуральной форме". В соответствии с действующей методологией расчета показателя уровня бедности при отнесении населения к категории бедных используются соизмеримые между собой показатели в денежном выражении, а именно среднедушевой денежный доход и величина прожиточного минимума.
Ответ: В составе действующей структуры расходов на покупку продуктов питания и алкогольных напитков представлено 165 позиции (по КИПЦ-ДХ, версия 5). Публикация всех показателей сейчас не осуществляется, данные могут быть предоставлены по запросу. Федеральным планом статистических работ предусмотрена публикация показателей расходов домашних хозяйств на продукты питания и алкогольные напитки только по агрегированным группам. Расходы домашних хозяйств на вышеназванные товары в подробной структуре (165 позиций) будут передаваться в территориальные органы Росстата на 80-й рабочий день после окончания 1-4 кварталов, 17 июля - за год в целом.
Ответ: Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) по России в целом и субъектам Российской Федерации представлены на официальном интернет-сайте Росстата (rosstat.gov.ru): 1. в статистическом бюллетене "Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств" ежеквартально (на 80-й рабочий день после окончания отчетного перида), за год в целом - 17 июля года, следующего за отчетным: / Главная страница/ Публикации/ Каталог публикаций/ Информационно-аналитические материалы/ Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств; 2. ежегодно 17 июля года, следующего за отчетным: / Главная страница/ Статистика/ Официальная статистика/ Население/ Уровень жизни/ Доходы, расходы и условия проживания домашних хозяйств/ Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в зависимости от места проживания по субъектам Российской Федерации; 3. ежегодно (по мере готовности): / Главная страница/ Статистика/ Официальная статистика/ Население/ Уровень жизни/ Доходы, расходы и условия проживания домашних хозяйств/ Микроданные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств; Также информация размещается в ЕМИСС: fedstat.ru/ 1. Федеральная служба государственной статистики/ 1.9. Доходы и уровень жизни населения/ 1.9.11. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств/Располагаемые ресурсы домашних хозяйств.
Раздел «Часто задаваемые вопросы» доступен в виде документов двух форматов (pdf и docx), которые вы можете скачать.