Розничная торговля и общественное питание в Вологодской области в 2020 году

Ограничительные меры, введенные в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции, оставили свой след в экономике Вологодской области. Розничная торговля и общественное питание не стали исключением.

Оборот розничной торговли в Вологодской области в 2020 году по предварительным данным составил 205 млрд рублей, или 99 процентов (в сопоставимых ценах) к 2019 году.

Почти во всех регионах Северо-Западного федерального округа  наблюдался спад объемов розничной торговли от 1 до 4 процентов, кроме Псковской области и Республики Коми, где объем продаж населению остался на уровне 2019 года и Ленинградской области - увеличился на 6 процентов.

За 2020 год каждым жителем области приобретено потребительских товаров в среднем на 177 тыс. рублей, из них пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия – на 96 тыс. рублей и непродовольственных товаров - на 81 тыс. рублей.

Структура формирования оборота розничной торговли в 2020 году
(в процентах к итогу)

Оборот розничной торговли в 2020 году, в основном, формировался за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Их доля составила 99 процентов.

Значимость розничных рынков и ярмарок для покупки населением традиционно рыночных товаров постепенно снижается. Если на 1 января 2020 года в Вологодской области действовало 4 рынка, то на 1 января 2021 года – только один розничный рынок. Уменьшилось число торговых мест с 490 до 224 единиц.

В целях повышения доступности товаров для населения, поддержки местных производителей в городских округах и муниципальных поселениях Вологодской области проведено 439 ярмарок (универсальные, выходного дня и т.д.). Это на 216 ярмарок меньше, чем в 2019 году. Основными участниками ярмарок выступали индивидуальные предприниматели.

В 2020 году в структуре оборота розничной торговли более половины общего объема по-прежнему занимали пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия. Населением приобретено товаров этой группы на 111 млрд рублей, или 96 % к уровню 2019 года (в сопоставимых ценах).

Наибольший удельный вес в общем объеме оборота пищевых продуктов приходился на продажу алкогольной продукции и мяса от 18 до 15 процентов. Доля молочных продуктов составила 9 процентов, кондитерских изделий - 8, хлеба и хлебобулочных изделий - 7, свежих фруктов, пищевых масел и жиров - по 4, рыбы и морепродуктов - 3 процента.

По сравнению с 2019 годом выросли объемы продаж пищевых масел и жиров, свежих овощей - на 10 процентов, молока и молочных напитков - на 9, макаронных изделий - на 7, свежего картофеля и сахара - на 6, продуктов из мяса и мяса птицы, хлеба и хлебобулочных изделий, консервов из рыбы и морепродуктов, маргариновой продукции - на 5 процентов.

Объем реализации непродовольственных товаров (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 2019 годом на 4 процента и составил 94 млрд рублей.

В общем объеме продаж непродовольственных товаров наибольшая доля приходилась на автомобильный бензин - 17 процентов и легковые автомобили - 14 процентов. На дизельное топливо - 9, лекарственные средства - 8, бытовые электротовары - 4, косметические и парфюмерные товары, мужскую и женскую одежду, мобильные телефоны, строительные материалы - по 3 процента.

Выросли объемы продаж дорогостоящих товаров длительного пользования: часов - на 95 процентов, стиральных машин - на 60, аудиоаппаратуры - на 54, холодильников и морозильников - на 40, телевизоров - на 34, автомобилей легковых, велосипедов - на 15, компьютеров - на 12, мобильных телефонов - на 6 процентов.

Также увеличился оборот розничной торговли на непродовольственные товары повседневного спроса: светодиодных ламп - на 45 процентов, игр и игрушек - на 17, лекарственных средств - на 7, нательного белья - на 5 процентов.

Сократилась продажа изделий из меха, ювелирных изделий, мотоциклов на 20-25 процентов, обуви, фотоаппаратуры, мужской и женской одежды, обуви, книг на 5-10 процентов.

На долю торговых сетей в 2020 году приходилось 39 процентов общего объема продаж. Их оборот составил 79 млрд рублей и вырос по сравнению с 2019 годом на 11 процентов. Более привлекательной для торговых сетей оставалась реализация пищевых продуктов, выручка от продажи которых составила две трети их оборота торговли.

Цены на продовольственные и непродовольственные товары за 2020 год увеличились в среднем по Вологодской области на 6 процентов соответственно. Наиболее подорожали: сахар-песок - на 63 процента, картофель - на 44, масло подсолнечное - на 26, крупа и бобовые - на 22, овощи - на 20, яйца - на 18, фрукты и цитрусовые, стиральные машины - на 13, мука - на 11, макаронные изделия - на 10, медикаменты, строительные материалы - на 9, мебель, легковые автомобили, бельевой трикотаж - на 7 процентов.

В 2020 году организациями общественного питания реализовано продукции на сумму более 6 млрд рублей, или 69 процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах). Цены в общественном питании за год поднялись на 3 процента.