Валовой региональный продукт


Методология формирования показателей

Ответ: Росстатом ежеквартально на основе оперативных данных отраслевой статистики выполняется расчет индекса выпуска базовых отраслей экономики субъектов Российской Федерации (код работы в Производственном плане Росстата 01241001), итоги которого рассылаются в территориальные органы Росстата на 65 день после отчетного периода и могут быть использованы для оперативного мониторинга социально-экономического состояния региона. Предоставление указанного показателя органам исполнительной власти осуществляется по запросу в территориальный орган Росстата.
Ответ: Разработка методологии оценки доли цифровой экономики в ВВП и ВРП в рамках национальных счетов не может быть осуществлена в связи с отсутствием определения границ сферы производства и услуг цифровой экономики и международных рекомендаций по оценке вклада цифровой экономики.
Ответ: Росстатом разработана методология расчета показателя "Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте" (утверждена приказом Росстата от 29.12.2018 №793), которая содержит в том числе методологические подходы по учету объема выпуска товаров и услуг по экономической деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами, применяемые для субъектов Российской Федерации. Методика расчета показателей «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» и «Валовая добавленная стоимость, созданная субъектами малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации» утверждена приказом Росстата от 23 ноября 2020 г. № 720.

Формирование показателей в разрезе муниципальных образований

Ответ: ВРП по экономическому содержанию близок показателю ВВП. ВРП региона равен сумме валовых добавленных стоимостей всех производственных единиц региона, которые занимаются экономической деятельностью на данной территории. При расчете аналога показателя ВРП на муниципальном уровне каждое муниципальное образование должно рассматриваться как самостоятельная экономическая система. Операции с другими муниципальными образованиями принимают форму «внешнеэкономических» взаимосвязей. Распространены многотерриториальные предприятия, у которых обособленные подразделения фактическую деятельность осуществляют на территории одного муниципального образования, а отчитываются на территории другого муниципального образования, а именно, по месту регистрации головного предприятия, являющегося юридическим лицом. Такой порядок учета негативно скажется на объективности оценки аналога ВРП на уровне муниципальных образований. Изменить существующий принцип формирования добавленной стоимости по субъектам РФ при сборе бухгалтерской и статистической отчетности невозможно, поскольку для этого необходимо обеспечить учет объемов производства и финансовых результатов по обособленным структурным подразделениям институциональной единицы, включая те, по которым не ведется самостоятельный бухгалтерский учет. Следует учитывать высокую степень открытости экономики муниципальных образований, проявляющуюся в интенсивных межрегиональных товарообменных операциях, информация по которым отсутствует полностью.
Ответ: Использование методики расчетов ВРП для городов или районов приведет к необходимости применения экспертных оценок по большинству отраслей из-за отсутствия информационной базы. По отдельным отраслям, например, по железнодорожному, речному, воздушному транспорту выполнить расчет добавленной стоимости на уровне городов практически невозможно. Использование ограниченного круга показателей для выполнения расчетов на уровне городов и районов приведет к существенным расхождениям между показателем ВРП по региону в целом и сумме модифицированного регионального продукта по образующим регион муниципальным субъектам. Эти проблемы затрудняют расчеты уже на региональном уровне, но в большей степени они проявляются на уровне муниципальных образований, поэтому применение методики расчетов ВРП для городов или районов невозможно.

Прочее

Ответ: Публикация ВРП осуществляется в соответствии с п. 1.2.6. Федерального плана статистических работ 27 февраля второго года после отчетного, т.е. с временным лагом в 14 месяцев после окончания отчетного года. Срок формирования ВРП обусловлен сроками получения годовых итоговых данных статистической и бухгалтерской отчетности организаций, административных источников информации (Федеральное казначейство, Минюст России и др.) - август-октябрь года, следующего за отчетным. Технология расчетов предусматривает досчеты региональных показателей на федеральном уровне (объем выпуска товаров и услуг по экономической деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами, величина потребления основного капитала, инвестиции в основной капитал), взаимоувязку суммарного ВРП по субъектам РФ с данными 3-й оценки ВВП Российской Федерации (выполняется 31 декабря года, следующего за отчетным), анализ и преобразование показателей ВРП с учетом согласованности региональных показателей ВРП с системой аналогичных показателей национального уровня.
Ответ: Оценка вклада сектора ИКТ в экономику субъекта РФ не представляется возможной по следующим причинам. 1. Информационная база ВРП содержит 2-х и 3-х значные коды ОКВЭД, в то время как группировка ИКТ включает детализированные коды ОКВЭД: на уровне 4-х - 6-ти знаков. Выделить детализированные коды сектора ИКТ в информационной базе ВРП невозможно, расчеты осуществляются, исходя из отраслевого подхода на агрегированном уровне. 2. В субъектах РФ значительную долю в секторе ИКТ могут занимать субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, и индивидуальные предприниматели. Малый бизнес обследуется на выборочной основе, расчет региональных показателей их деятельности на детализированных кодах ОКВЭД имеет большую погрешность.
Ответ: По запросам органов исполнительной власти территориальные органы Росстата предоставляют информацию по детализированным отраслям экономики субъекта Российской Федерации с учетом требований конфиденциальности (Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации») и обеспечения защиты информации, отнесенной к государственной тайне (Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1").
Ответ: Использование методологии федерального уровня для расчетов производительности труда по субъектам Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности в настоящее время не представляется возможным, поскольку на региональном уровне не обеспечена сопоставимость показателей добавленной стоимости и затрат труда, от которой во многом зависит достоверность показателя "Индекс производительности труда". В связи с широким распространением многотерриториальных предприятий и групп предприятий на региональном уровне существует несоответствие охвата производственных единиц при разработке показателей производства и показателей затрат труда, которое усугубляется по мере детализации отраслевой структуры региона. По этой причине индекс производительности труда разрабатывается в целом по экономике субъекта РФ.
Ответ: В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.01.2019. № 20-р “Об утверждении плана мероприятий "Трансформация делового климата", от 17 января 2020 г. № 19-р, пунктом 6 Плана мероприятий Росстат по совершенствованию статистического учета в сфере туризма на 2020-2023 годы, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2020 №173, формирование официальной статистической информации о вкладе туристической индустрии в экономику субъекта Российской Федерации предусмотрено в марте 2022 года, начиная с итогов за 2020 год.
Ответ: В соответствии с пунктом 1.2.12. Федерального плана статистических работ , публикация официальной статистической информации по показателю "Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП" предусмотрена 25 марта 2021 года, начиная с итогов за 2019 год.
Ответ: Выполнение расчетов ВРП является методологически сложной и трудоемкой работой, предусматривающей использование экспертных оценок отдельных показателей. Выборочные методы наблюдения, значительные масштабы экономических операций, не подпадающих под прямое статистическое наблюдение, отсутствие информации об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, о межрегиональном и внешнеэкономическом взаимодействии субъектов Российской Федерации обуславливают оценочный характер определения границ институациональных секторов. В этой связи представление официальной статистической информации по ВРП в разрезе институцианальных секторов экономики субъекта Российской Федерации Росстатом в настоящее время не осуществляется.
Ответ: Показатель не имеет экономического смысла.
Ответ: Предоставление предварительной оценки ВРП, выполняемой на региональном уровне в октябре-ноябре года, следующего за отчетным, осуществляется по запросу в территориальный орган Росстата. Необходимо учитывать, что при отсутствии достаточной информационной базы, без согласования региональных показателей с показателями национального уровня (ВВП), результаты расчетов имеют высокую погрешность.